kapitan_kenguru (kapitan_kenguru) wrote,
kapitan_kenguru
kapitan_kenguru

Category:

ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА?

 Концерт Deep Purple 3 декабря 2011 г. в Gelredome, Арнем, Нидерланды


 
Ходить на концерты рок-легенд приятно и необходимо. Приятно,  потому что приятно воочию посмотреть на тех, чью музыку слушал в юности на затёртых кассетах где-нибудь в маленьком уральском городишке, слабо себе при этом представляя, как играющие эту музыку люди выглядят. Да и не люди тогда вовсе эту музыку играли, а какие-то бесконечно далёкие боги. Полезно, потому что эти боги, в конечном итоге, оказались всё же людьми из плоти и крови и людьми, как и все мы, не бессмертными. Многие нас уже покинули, а большинство ещё живущих рок-легенд, таких как Пол Maкартни, Rolling Stones, Pink Floyd с отколовшимся Роджером Уотерсом и тех же участников Deep Purple родились в большинстве своём в сороковых годах прошлого века и в настоящий момент находятся на пороге настоящей такой неподдельной старости, а кое-кто уже одной ногой и за порогом этой самой старости. А значит, что любое турне этих рок-героев может быть последним, или, как минимум, последним приемлемым по качеству. Короче говоря, нужно ходить, пока они есть. Скоро, так и так, их уже на сцене не будет и можно будет позже с гордостью рассказывать внукам, что видел такого-сякого идола живьём, а внуки будут с благоговением смотреть на тебя,  а про себя думать какой же ты старый.
 
Вот именно с этими мыслями мы с женой и решили пойти на концерт Deep Purple with Orchestra 3 декабря 2011 г. в крытом стадионе Gelredome в г. Арнем, что в Голландии, кстати обладающего прекрасной акустикой, чуть ли не лучшей среди подобных сооружений в Европе.
 
На билетах было указано начало концерта в 20.00 и ровно в это время мы и подъехали к стадиону, пробок не было. Спокойно, без давки поднялись внутрь. Тут же наткнулись на киоск, продающий пёрпловские регалии и сразу купили себе по маечке и барабанные палочки, подписанные Ианом Пейсом. С ходу в зал мы заходить не стали, а, купив по водянистому концертному пиву (вы, кстати, не замечали, что чем лучше группа, тем хуже у неё на концерте пиво?), пристроились, стоя у столика. Вдруг из-за закрытых дверей зала раздался громкий «запил», явно не похожий на тихую, урезанную по частотам музычку, которую обычно включают перед началом концерта (включают в таком плохом качестве, кстати, намеренно, дабы потом по выходу основного акта звук по контрасту казался сногсшибательным). Несколько человек тут же бросились к дверям, подумав, что так, без объявления войны, на сцену сразу вышли Пёрплы. Заглянув внутрь, люди однако разочарованно развернулись, и, сказав, это не они, вернулись к своим картошкам фри. Мы были удивлены, так как в билетах и анонсах ничего не было сказано о том, что кто-то будет на разогреве. В таких случаях мы обычно стараемся приехать позже. Но деваться выло уже некуда. Допив пиво, мы пошли в зал. На сцене три длинноволосых мужика вовсю лобали качественный рок а-ля Motorhead.  Как они называются мы так и не поняли, поняли только, что это голландцы, т.к. между номерами они периодически выкрикивали на родном разные рокерские лозунги. За живое они нас не задели, но качеством порадовали, лет 20 назад они были бы в первопроходцах.
Закончив своё, где-то получасовое, выступление пожеланием насладиться Deep Purple, голландцы под приличные аплодисменты не переходящие, однако, в овацию покинули сцену и воцарилась пауза.
 
Пауза постепенно затягивалась и мы уже начали слегка скучать. Хотелось бы заметить, что, учитывая средний возраст публики (а седых голов в зале было явное большинство) и то, что это большинство было на стоячих местах делать такую длинную паузу со стороны легенд рока было слегка неприлично. Это уже не California Jam в семидесятые, где публика скушав что-нибудь вдохновляющее могла ждать часами. Здесь большинство были зрелые, а то и пожилые люди, выпившие максимум по пиву. Я думаю за полтора часа стояния, включая выступление разогревщиков, они прилично устали. Даже там где были мы, на сидячих местах, кое-кто начал уже нервно поёрзывать, держась за спину. Наконец-то, минут через сорок, когда наиболее нетерпеливые из публики уже начали свистеть, на сцену неожиданно друг за другом тонкой цепочкой под аплодисменты, потянулись музыканты оркестра. Они заиграли забойную увертюру, столько стакатто на квадратный метр в исполнении скрипичного оркестра я ещё не слышал. Под этот смычковый заезд на сцену под рёв окончательно ожившей публики вышли долгожданные идолы и увертюра плавно перешла в Highway Star, вызвав немедленные ассоциации с приставочной игрой Rock Band. Эта вещь там в заставке играет. Стало немного не хватать в руках пульта от XBOX J.  
 
Концерт начался! Сразу удивило следующее. Обычно, когда после разогревщиков выходят хедлайнеры, всегда чувствуется разница в звуке. Хедлайнеры стандартно так “втыкают”, что сразу становится понятно, почему разогревщики на разогреве, а хедлайнеры они и есть хедлайнеры. Здесь же эффект был обратным. Звук Пёрплов совсем не показался лучше звука голландцев, а даже где-то наоборот. Во-первых, присутствовала какая-то каша (наверное из-за оркестра, об этом позже). Во-вторых, голос Гиллана был спрятан глубоко в миксе и порой почти не слышен. Особенно в том месте где он должен  вытягивать “I am a highway staaar..” , его просто полностью забивали другие инструменты. Это слегка расстроило и отвлекло. Погрузиться в действо никак не получалось. Между тем, не останавливаясь на паузы для получения заслуженных аплодисментов, музыканты отыграли сразу несколько своих мегахитов подряд, включая бессмертные Maybe I’m a Leo и Strange Кind of Woman. Но что-то всё не “цепляло”. Мгновениями казалось, что музыканты выполняют эти номера на автопилоте, отрабатывая обязаловку, которую непременно хочет услышать публика. Гиллан двигался по сцене скованно и в его движениях явно чувствовалось что-то стариковское. Видимо 66 лет - «бабий век». Кроме того потихоньку стало понятно, почему его голос прячут в микс. В тех местах, где голос бы слышен явно слышался какой-то старческий скрип, которого ещё несколько лет назад не было. Отыграв песен пять, музыканты, наконец-то, сделали паузу и, выслушав аплодисменты, Гиллан объявил, что сейчас они сыграют новую песню Rapture of the Deep, из одноименного альбома, которому «всего пять лет». Кому-то из особо молодых сочетание слов «новый» и «пять лет» в одном предложении может показаться забавным, но по их респектабельным масштабам, это, действительно новьё, прям как вчера, учитывая что их первый альбом вышел аж в 1968 г. Как это ни странно, но новая, и, в общем-то, не очень любимая и известная песня прозвучала лучше и больше задела за живое, чем все предыдущие заслушанные до дыр хиты.
 
Отыграв Rapture of the Deep Гиллан объявил традиционное для концертов Deep Purple интермеццо, во время которого каждый из музыкантов может сыграть соло и  показать свое индивидуальное мастерство. Первым на очереди был нынешний гитарист Пёрплов Стив Морс. Ну что сказать - всё хорошо, но не Блэкмор. Нотки все правильные, всё на месте, а души, чего-то потустороннего и мистического,  что было у Блэкмора, не хватает. Но тут тягучие соло Морса плавно переросли в песню When a Blind Man Cries, когда-то забракованную для альбома Machine Head. И вот тут наконец-то что-то у меня зашевелилось в районе кишечника. Было видно, что Гиллана трогает то, о чём он поёт, его эмоции передались публике, включая меня, и даже голос вдруг перестал казаться таким уж старческим. Вдруг он зазвучал как на "Gethsemane (I Only Want to Say)" из Исуса Христа. Наконец-то и я почувствовал вовлечённость в то, что происходит на сцене. Между тем, действо продолжалось. После When a Blind Man Cries порадовал своими сольниками клавишник Дон Эйри. Опять же не Лорд, но орган и не гитара. Быстро пальчики бегают, уже здорово. Полностью удовлетворил только Иэн Пейс. Его несколькоминутное барабанное соло было неподражаемо.
 
После сольников, к сожалению, всё опять пошло на убыль, и снова появилось впечатление, что Гиллан и музыканты просто отрабатывают. Звук казался плохим, несмотря на, как уже писалось выше, отличную акустику зала, и всё происходящее на сцене трогало не очень, несмотря на то, что я реально знал наизусть практически все песни, которые исполнялись. Что уж говорить о моей супруге, которая фанатом Пёрплов не была и пошла со мной дабы просветиться. Она откровенно позёвывала, сидя рядом и я её, на этот раз, понимал. Некое оживление вызвала Knocking at Your Back Door, где скрипичным интро наконец-то удачно вписался оркестр. Концерт потихоньку подходил к завершению, а публика так и не «колбасилась», хотя время от времени прихлопывала и аплодировала весьма щедро. Публике явно хотелось себя завести, но получалось не очень, до эйфории всё никак не доходило. Кстати зал был битком и концерт был явно распродан. Я тоже никак не заводился. Даже личный фаворит Space Truckin’ в машине меня как-то больше «вставляет», чем он же исполненный здесь и сейчас вживую. Наконец-то дело дошло и до Smoke on the Water. Это оказался второй номер в концерте, который явно удался. Оркестр добавил жиру на, пожалуй, самый известный риф в роке, публика громко пела, вместе и вместо Гиллана, короче опять на несколько минут было то, что хотелось бы видеть весь концерт. Звучало оно примерно так:

https://www.youtube.com/watch?v=ZThd6ow7d4s
 
Порадовав нас незабываемой классикой музыканты удалились, чтобы быстренько выйти на бис и отыграть стандартный для таких случаев Hush. Услышав, как они его играют, мы поняли, что запал опять куда-то делся и поспешили к выходу, чтобы не толкаться со всеми в очереди на такси.
 
Вот и завершился концерт. Какие можно сделать выводы? Сходили, конечно, не зря. Как уже писал выше, это может быт последнее турне динозавров. Ощущения полёта, конечно, после выхода не было. Иногда после концерта выходишь и хочется весь мир обнять, так было хорошо. Здесь обнять никого, кроме жены, не хотелось. Просто обсудили все плюсы и минусы. Сошлись на том, что When a Blind Man Cries был лучшим номером за весь концерт. Кстати, вот он:
 
www.youtube.com/watch?v=YbwnzznjBdE&ob=av3n.
 
Плюсы и минусы:
 
Хорошо было просто то, что это был Deep Purple. Лорда с Блэкмором, конечно, не хватало, но всё равно. Монстры рока на сцене явно присутствовали.
 
Минусы:
 
а) Звук. Органа с овердрайвом на грани дисторшна и гитары вполне хватает, чтобы забить весь диапазон средних. Если оркестр там изначально не задумывался, то его присутствие создаёт кашу в миксе. Если задумка была изобразить что-то вроде Wall of Sound, когда-то изобретённого Филом Спектром, то задумка не удалась. Там, где для оркестра не было места, а это почти везде, он только мешал. Украсил он парочку баллад, да Smoke on the Water.
 
б) Вокал Гиллана. Часто его было не слышно. А там где слышно, часто и явно слышалось что-то стариковское.
 
в) Эмоциональность. Её часто и явно не хватало. Не было какой-то энергетики, того, что отличало Пёрплов в былые времена. Того, что называется английским словом intensity. Не могу подобрать точный перевод.
 
г) Очень хотелось услышать Child in Time. Но, её они не исполнили. Кстати, слышал, что они её не исполняют давно. Жаль!
 
Переварив всё на следующий день мы решили, что годы, конечно берут своё, а жена высказала мнение, с которым я полностью согласен. Надо им видеть себя со стороны и уже не ездить в турне. Старческие движения сгорбившегося Гиллана со скрипучим голосом уже не то. К тому же, как известно, с возрастом профессионализм растёт, а эмоциональность идёт на убыль. Рок-певец же должен печёнками переживать то, о чём он поёт. Тогда и публика пойдёт за ним. Если нет финансовой необходимости, а я очень надеюсь, что её у них нет, то, если все еще тянет на сцену, то лучше выступать в свое удовольствие раз в год, чтобы были силы и желание. А турне оставить молодым. Хотя кому? Кроме Coldplay меня лично никто живьём что-то не радует, да и те похоже «сдуваться» стали. Есть новые рокеры неплохие, но всех максимум на один-два альбома хватает, потом всё. Вечный кризис какой-то…
 
Видимо, слова Б. Гребенщикова «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли..» кажется до сих пор актуальны для рока не только в России но и на Западе…
 
 
 
Tags: concerts, deep purple, music
Subscribe

  • (no subject)

    Сорвал - срок.

  • (no subject)

    ...

  • (no subject)

    Любой, кто хоть немного разбирается в оружии, и брал в руки хотя бы AR–15, знает, что после нормальных современных винтовок Калаш - это жуткое…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments